Внеурочная деятельность.

 

Внеурочная деятельность по географии.

Моя задача сегодня - не только  вклад в формирование научного, пространственного  мировоззрения учащихся, но и способствовать   развитию социальной , творческой позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду.

Совокупность  форм и методов на моих уроках  обеспечивает развитие подсознательного интереса, исследовательских навыков учащихся, активизирует деятельность и повышает интерес к предмету, воспитывает гражданственность и патриотизм,  способствует формированию социальной позиции " я-житель".Интерес и дальнейшая  исследовательская работа  выводит учащихся за рамки урока.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса .Поэтому возник второй уровень планируемых результатов -это получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников в дружеской обстановке школы , класса.

 Анализ собственного опыта показывает, что наиболее востребованными формами  внеурочной деятельности по географии являются:

 

1.Мероприятия соревновательного характера

 2. Конференции.

 3.Неделя географии.

 4.Предметные кружки.

 Каждая группа указанных форм предусматривает  конкретные мероприятия:

 Конкурсы на знатока географии « Гео-графы и гео-графини» , лучшую стенную газету, символ географии, чтеца на географическую тематику «Литературная география», мини-проектов , экскурсионных  проектов. Мои учащиеся активные участники  школьного  ,  муниципального и областного этапа Всероссийской олимпиады по географии,  представляют школу на муниципальный этнографическом конкурсе «Славен Дон". 

 Основой учебно-исследовательской деятельности учащихся являются конференции. Эта форма работы позволяет в большей степени индивидуализировать работу ученика, придать ей личностный характер, усилить самостоятельное проявление способностей и интересов. В процессе её подготовки учащиеся  на основе широкого круга источников готовят доклады, сообщения, презентации. Вот некоторые темы научно-исследовательских работ, с которыми мои учащиеся стали победителями муниципального уровня краеведческой конференции и Малой академии юных исследователей: "Селитебные ландшафты Весёловского района", "Кумо-Манычская впадина: прошлое, настоящее, будущее", "Потомки страны Утренней свежести", "Географические описания Жюль Верна-это миф или реальность?"

 

Особенностью данной  работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной частью является сотворчество учителя и ученика. Исследовательская работа  выводит учащихся за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни, формирует социальную позицию " Я исследователь".

Массовой формой внеурочной  деятельностью является неделя географии:  так как предполагает участие в ней широкого контингента учащихся. Ребята показывают умение применять  полученные на уроках знания во внеурочной деятельности. В каждой параллели проходят определённые мероприятия

 

Класс

День

Мероприятия

5

14.10

Мини-проекты " Символы Родины"

 

С 14.10-19.10

Символ географии

 

16.10

Географическая игра "Гео-графы и гео-графини"

8

С 14-19.10

  Выпуск стенгазет, агитационные 5 минутки среди уч-ся 4-5 классов "Интересно и необходимо"

 

16.10

Олимпиада.

 

17.10

Викторина "Чья пословица или выражение?"

9

16.10

Олимпиада

 

15.10

Устный журнал , посвящённый 100 летию Г.Я Седова "Мужество и отвага"

 Третий уровень результатов - это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, за пределами дружественной среды школы. Достижение результатов третьего  уровня возможно только в открытой общественной среде.

 

Достижения этого уровня достигаются через организацию экскурсий, походов, этических бесед. Помимо экскурсий в природу, я  регулярно провожу  обзорные экскурсии по городам Ростовской и  Волгоградской областей. 

 С уч-ся 8 классов посетили Семикаракорск , где ребята познакомились с особенностями  глин Донского края, технологическим процессом изготовления  продукции  уникальной фаянсовой фабрики "Аксинья", смогли самостоятельно изготовить керамическое изделие, а потом расписать его.

 

  Особенный интерес вызвала поездка с учащимися 7 классов  в  Таганрог, город любимого писателя, ценителя природы и неиссякаемого путешественника - А.П Чехова,  многочисленные отрывки его произведений  я использую у себя на уроках географии  « Степь»,"Остров Сахалин",   " О Сибири".

   С учащимися 9-10 классов  посетили Волгоград- город -герой, где совершили экскурсию на Мемориальный комплекс "Мамаев Курган",музей "Сталинградская битва". На экскурсии по экспозициям музеев учащиеся увидели всю тяжесть войны, я даже думаю, задали себе вопрос "А смог бы я так поступить?", заинтересовались сменой названия Царицын-Сталинград-Волгоград. Посетили крупнейший  планетарий, речной вокзал, посмотрели  на весеннюю Волгу, ознакомились с промышленными  и природными ландшафтами и особенностями планировки города .  

 Экскурсии в природу, на производство помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучать их изучать окружающую местность, находить новое интересное, знакомиться с разными профессиями и формируют позицию "Я житель ", " Я работник", " Я гражданин".

 С целью воспитания толерантности к представителям других народов, религий,  в перспективе,  поездка  с учащимися 5  класса в краеведческий музей  Ростова на Дону,  9 классов в Калмыкию.

 Совместно с Центром детского творчества  организован  поход, в который  был вовлечён 21 уч-ся из моих учеников 7-9 классов. Этот водный поход  по Дону, не только перемещение в пространстве из одной географической точки в другую, но и  применение знаний полученных на уроках географии: ориентирование ( по компасу и местным признакам), равнинная река, течения, степь, пойменные леса,  закон Бэра.  В преодолении трудностей и сложностей в пути- это движение против течения, выгрузка и подъём байдарок, оборудование стоянки, ребята получали некоторые знания о себе и о других, делали выводы, приобретали опыт самостоятельного действия. В этом походе мы посетили Кочетовский гидроузел , который имеет очень важное стратегическое значение, этот канал стал составной частью глубоководной системы России, соединив Центральный и Северо-Западный регионы с Азово-Черноморским бассейном, Средиземноморьем и Дунаем на магистральном водном пути.  Станицу Кочетовскую-где расположен дом-музей писателя  Виталия Закруткина, его многочисленные   живописные произведения о   родной русской земли с ее неотразимыми степными просторами, лесами  я использую на  своих уроках .  Эти, с любовью написанные  картины природы  сами по себе уже несут духовно-нравственную ценность. На экскурсиях, походах возникает множество вопросов, которые обсуждаются на этических беседах и  при встречах с  людьми, которые являются почётными гражданами нашего   посёлка. Это  писатель Геннадий Колесов, ветеран педагогического труда  Л.В Якименко.

 Где же применяют учащиеся достижения трёх уровней планируемых результатов?

 Многократное увлекательное использование произведений  Жюль Верна на своих  уроках, способствовало возникновению у учащихся  проблемной ситуации : А являются ли географические описания Жюль Верна реальностью? В дальнейшем по этой теме была написана исследовательская работа, с которой выступали в классе и на Малой академии юных исследователей. Ребята с интересом готовят презентации про  рельеф, растительность , промышленность, особенности населённых пунктов Весёловского района, Ростовскую область с обязательным сравнением, увиденных  на экскурсиях.

 

После посещения городов учащиеся написали сочинение "Жажда путешествий", составили свой туристический проспект "Достопримечательности Весёловского района, которые мы вам советуем посетить",приготовили презентации о профессии" Экскурсовод" , провели исследования по топонимике  "Царицын-Сталинград-Волгоград", "Кочетовка", " Семикаракорск". При этом изучили историю происхождения названия нашего посёлка. Уникальность Кочетовского гидроузла заставила уч-ся поработать с архивными материала и  найти всю значимость Весёловского гидроузла в глубоководной системе  не только района, но и страны. Многонациональный состав населения Волгограда  заставил задуматься  и способствовал  началу научно-исследовательской работе , о втором, по численности народе  района- корейцах,  ученица с данной  работой стала победителем муниципального уровня краеведческой конференции . Учащиеся  9 классов подготовили презентации по темам " Основные  отрасли хозяйства Волгограда", "Машиностроение Таганрога" ,  эти презентации используются  на моих уроках.                               Планирование результатов на трёх уровнях  и  достигнутые результаты  позволяют мне сделать выводы, я думаю, вы согласитесь со мной, что. взаимодействие  урочной и внеурочной деятельности пробуждает у учащихся  интерес к открытиям, создает творческий подъем, активизирует их познавательную деятельность;

-развивает у учащихся умения и навыки исследовательской работы;

 -помогает каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, самосовершенствоваться;

-воспитывает патриотизм и гражданственность.

Фотогалерея.